На главную  |  Карта сайта  |  Сделать стартовой
Архивная версия сайта
Вы находитесь:  Главная | ПРОГНОЗ социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
 
 

ПРОГНОЗ социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Прогноз социально-экономического развития на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020годов разработан в соответствии с:

- постановлением Администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 03.11.2015 № 1043 «О Порядке разработки и утверждения  бюджетного прогноза муниципального образования городское поселение  «Город Малоярославец» на долгосрочный  период».

Основные параметры прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Малоярославец» на 2018 - 2020 годы разработаны в рамках бюджетного процесса, на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в отраслях экономики, прогнозных оценок ряда предприятий и организаций города и статистических данных.

Кроме того, на уровень социально-экономического развития МО ГП «Город Малоярославец» существенное влияние оказывает принятием на федеральном уровне Законов в сфере жилищного, земельного законодательства и закона о местном самоуправлении.

На социально-экономическое развитие города оказывает ориентирование российской экономики и приоритеты, определенные экономической политикой Правительства Калужской области. В частности, мероприятия, связанные с модернизацией социального сектора, с привлечением инвестиций, реализация национальных проектов и мер демографической и миграционной политики, а также влияют как внешние, так и внутренние экономические и социальные факторы.

К внешним ограничениям экономического роста относится влияние неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов, замедляющих темп роста притока прямых иностранных инвестиций.

К внутрироссийским факторам, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития города в среднесрочном периоде, относится сохранение достаточно высокого уровня реальных процентных ставок по кредитам, тормозящих экономическую активность. Кроме того, в результате снижения реально располагаемых доходов населения остается низким уровень потребительского спроса населения, что ограничивает развитие потребительского рынка.

Так же на социально-экономическое развитие оказывает ориентирование российской экономики и приоритеты, определенные экономической политикой Правительства Калужской области. В частности, мероприятия, связанные с модернизацией социального сектора, с привлечением инвестиций, реализация национальных проектов и мер демографической и миграционной политики.

 Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, прогнозных оценок крупных и средних предприятий и организаций города, предполагаемого осуществления инвестиционных проектов на территории города. Прогноз разработан по определенным стоимостным и объемным показателям с учетом сценарных условий развития российской экономики, в том числе развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, с учетом Методических рекомендаций министерства экономического развития Калужской области по разработке прогноза социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на 2019-2020 годы.

Предполагается, что в прогнозном периоде намечается стабилизация экономической ситуации в городе и регионе с возможным приростом при условии дальнейшего оживления экономической активности в России в целом.

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Среднегодовая численность постоянного населения муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» в 2017 году по данным статистических исследований составила 27 791 человек, что составляет 99 % к уровню 2016 года. Однако, фактическая численность составляет более 35 тыс. человек, т.к. перепись населения города Малоярославец в 2010 году была проведена некорректно. Анализ фактической численности по данным государственных органов показал, что число голосующих - 27 ,3 тыс. человек, число жителей дошкольного и школьного возраста составляет около 8 тыс.человек.

 В Малоярославце, как и в большинстве других городов российских регионов, уровень рождаемости недостаточен для стабилизации численности населения на долговременную перспективу. Однако, реализация целого комплекса мер демографической политики Правительства России и Калужской области, направленных на поддержку молодых семей, семей имеющих, двух и более детей, привела к увеличению рождаемости в городе. Суммарный коэффициент рождаемости за 2016 год составил 1,785.  Согласно сведений, предоставленных отделом ЗАГС Малоярославецкого района в 2016 году в городе Малоярославец родилось 448 младенцев 228 мальчиков и 220 девочек, а зарегистрированных смертей было 446, за 9 месяцев 2017 года родилось 143 мальчиков и 127 девочек, всего 270 младенцев, умерло 342 человека. Однако численность зарегистрированных родившихся младенцев может отличаться от численности младенцев, которые реально проживают в городе Малоярославец, так как не учтены отделом ЗАГС Малоярославецкого района в силу оттока молодых граждан города Малоярославец в другие города нашего региона (Обнинск, Калуга), а также, Москву и Московскую область, регистрация рожденных младенцев происходит как в г. Малоярославец, так и по месту проживания граждан, в частности, в вышеуказанных городах. И, наоборот, в отделе ЗАГС Малоярославецкого района происходит регистрация родившихся детей, которые в дальнейшем не проживают в г. Малоярославец. Аналогичные действия происходят с регистрацией умерших граждан города. Вышеприведенные доводы нельзя не учитывать при оценке и прогнозе численности родившихся и умерших в г. Малоярославец. Таким образом, по оценке 2017 года по данным отдела ЗАГС Малоярославецкого района в городе возможно значительное снижение количество зарегистрированных родившихся детей на 15-20 %, а количество зарегистрированных умерших может увеличится на 2,2 % по сравнению с 2016 годом.

В прогнозном периоде среднегодовая численность населения надеемся, что будет увеличиваться в среднем на 0,2%, что в большей степени обеспечивается за счет миграционного прироста. Неблагоприятная тенденция уменьшения числа женщин репродуктивного возраста имеет долгосрочный характер, однако меры, направленные на социальную поддержку семей с детьми, будут являться сдерживающим фактором снижения рождаемости.

Самые оптимистичные варианты прогноза предупреждают, что вплоть до 2030 года ждать больших изменений уровня естественного прироста не приходится. К 2020 году численность населения должна увеличится на 0,7% по сравнению с уровнем 2017 года.

Возрастно-половая структура населения области будет характеризоваться процессом демографического старения. Показатель демографической нагрузки продолжит свой рост. Тем не менее, благодаря модернизации системы здравоохранения региона, а также мерам, направленным на снижение младенческой смертности, сохранение здоровья работников на производстве, формирование у населения мотивации для ведения здорового образа жизни и создание необходимых условий для этого ожидается сохранение роста ожидаемой продолжительности жизни при рождении, снижение общего коэффициента смертности.

В предстоящий среднесрочный период продолжается миграционный прирост населения.

Факторы, влияющие на увеличение количества населения города и рождаемости:

- создание и развитие медико-социальных условий для укрепления здоровья населения и особенно женщин и детей;

- совершенствование системы мер по социальной поддержке семей с детьми, в т.ч. молодых и многодетных семей;

- реализация мер, направленных на укрепление института семьи, популяризацию традиционных семейных ценностей;

- региональная политика по сохранению и увеличению рабочих мест.

Так же модернизация системы здравоохранения города Малоярославец, позволит несколько снизить уровень смертности среди лиц рабочих возрастов. Положительная динамика в данном направлении обусловлена проведением следующих мероприятий:

-  периодически проводимой диспансеризации работников предприятий;

- профилактики социально-значимых болезней;

- внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья для граждан и повышение ответственности работодателей за здоровье работников.

Стоит отметить важную роль государственной демографической политики, направленную на формирование здорового образа жизни населения, снижение масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукции, профилактику наркомании.

В условиях естественной убыли населения основным источником частичной компенсации естественных потерь населения останется его миграционный прирост, который в последние годы обеспечивался исключительно за счет обмена населением со странами ближнего зарубежья, что сохранится и в прогнозном периоде.

 

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Численность занятого населения в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» в 2017 году осталась на уровне 2016 года и составила в натуральном выражении 9,65 тыс. человек.

Структура занятости по полному кругу предприятий города в 2016 году сложилась следующим образом:

- 47,5 % обрабатывающие производства;

- 19,4 % сфера торговли;

- 2,7 %    сельское хозяйство;

- 12,8 % образование;

- 6,3 %    здравоохранение;

- 11,3 % прочие отрасли экономики.

Среднегодовой уровень зарегистрированной безработицы в 2017 году составил 0,4% от экономически активного населения, в 2016 году-0,6%. Коэффициент напряжённости на рынке труда достаточно высокой – на одного ищущего работу гражданина приходится 0,8 вакансии. Наибольшее количество вакансий имеется от предприятий обрабатывающего производства и здравоохранения. В основном требуются высококвалифицированные специалисты.

             В среднесрочной перспективе на рынке труда Калужской области, в том числе и г. Малоярославец сохранится дисбаланс спроса и предложения рабочей силы как в квалификационном, так и в территориальном разрезе. Замещение выбывающей рабочей силы будет происходить как за счет внутренней миграции, так и за счет привлечения на территорию города соотечественников, проживающих за рубежом (Беларусь, Украина). Вместе с тем в среднесрочной перспективе в условиях продолжающегося процесса демографического старения населения, предприятия города не смогут отказаться от использования иностранной рабочей силы.

В прогнозном периоде ожидается улучшение ситуации на рынке труда. Рост безработицы в прогнозный период будет сдерживаться.

Обеспечение экономики города необходимыми трудовыми ресурсами будет осуществляться на основе рационального планирования их подготовки и распределения, использования мотивационных механизмов и методов социальной защиты работников. В рамках этих задач в предстоящие годы политика в области труда и занятости будет направлена на:

- развитие системы обучения персонала на производстве, закрепление молодых специалистов;

- расширение социального партнерства;

- формирование условий повышения миграционной привлекательности города;

- создание системы формирования кадрового резерва в отраслях экономики;

- улучшение условий и охраны труда, снижение уровня профессионального риска;

- поддержку предпринимательской инициативы граждан из числа незанятого населения.

В соответствии с «Региональной программой по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда в Калужской области» Малоярославецкий центр занятости предлагает безработным гражданам услугу по содействию самозанятости. Так же государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления квоты для приема на работу инвалидов и другие меры. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Калужской области «О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области». Работодателям, численность работников которых превышает 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 % среднесписочной численности работников.

В соответствии с Калужским трехсторонним соглашением между территориальным объединением организаций профсоюзов, областными объединениями работодателей и Правительством Калужской области работодатели обязаны предусмотреть трудоустройство на временной основе несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляя места для трудоустройства несовершеннолетних в количестве не менее 1% от численности работников организации, за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, численность работников которых составляет менее 35 человек.

 Данный процесс будет обусловлен сокращением числа безработных, а также проявлением экономической активности трудоспособными гражданами, не занятыми прежде трудовой деятельностью. Однако, несмотря на дефицит рабочих рук, трудовой ресурс указанной категории граждан будет востребован частично, что обусловлено качеством их трудового потенциала. 

В прогнозном периоде среднегодовой уровень общей безработицы будет находиться в диапазоне от 4,2 до 4%, уровень регистрируемой безработицы в целом по Калужской области и города в частности не превысит 0,68%.

Так же в прогнозном периоде ожидается восстановление роста численности работающего населения. Этому будет способствовать сохранение миграционного прироста - как за счет жителей других субъектов Российской Федерации, так и за счет прибывающих из стран СНГ. Однако в условиях тренда на сохранение отрицательных значений естественного прироста, а также принимая во внимание продолжающееся снижение как долевого соотношения, так и численности населения в трудоспособном возрасте, прироста численности экономически активного населения в 2019 - 2020 годах не ожидается.

 

УРОВЕНЬ ДОХОДОВ

В 2017 году при уменьшении инфляционной составляющей замедлится снижение реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. При росте номинальной заработной платы 104,5% реальная ее величина составит 99,5%. Реальные располагаемые доходы населения сократятся на 0,7%.

В частном секторе экономики ожидается меньшее сокращение реальной заработной платы по сравнению с бюджетным сектором. С одной стороны, предприятия в качестве возможного канала снижения своих издержек будут оптимизировать расходы на персонал за счет сокращения неформальной части заработной платы, с другой стороны, ситуация на рынке труда и ограничение предложения трудовых ресурсов будут оказывать давление на заработную плату.

В 2020 году реальные располагаемые доходы населения вырастут на 5,9% к уровню 2017 года.

Среднемесячная заработная плата в г. Малоярославец по полному кругу организаций по оценке 2017 года составит 32 110 рублей или 100,8% к уровню 2016 года, темп роста средней начисленной заработной платы по МО ГП «Город Малоярославец» в 2018 -2020 годах планируется 103.6%, 104.4%, 104.8% соответственно.

Рост реальных располагаемых доходов населения в 2018 году составит 101,4% при темпе роста среднедушевых доходов 105,9%.

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Наибольшую долю в промышленном производстве МО ГП «Город Малоярославец» занимают обрабатывающие производства: по оценке в 2017году - 89% от общего объема отгруженной продукции предприятиями промышленности.

Производства по полному кругу по оценке в 2017 году отгрузят товаров на сумму    11 144,9 млн. рублей, темп роста ожидается 102,5% к уровню 2016 года. В 2018 году прогнозируется увеличение отгрузки товаров в денежном выражении, по полному кругу предприятий отгрузка ожидается на уровне 11 771,6 млн. руб., что составит 105,6 % к уровню 2017 года.   В прогнозном периоде 2019-2020 годов темп роста отгрузки товаров будет на уровне 105 % соответственно по каждому году. Увеличение объемов отгруженной продукции будет по всем видам производств, хотя объем отгруженной продукции по малым предприятиям по оценке в 2017 году к уровню 2016 года и составит 98,4%, в прогнозном периоде произойдет увеличение в среднем на 103,6%

В 2017-2020 годах в структуре обрабатывающего производства преобладающую долю будет занимать металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, что является основой промышленного потенциала города. Удельный вес данных производств составляет в среднем 63% объема отгруженной продукции города.

В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий:

      Ведущими предприятиями металлургического производства являются ООО «Агрисовгаз», ООО «Росметалл», ООО "ВМК- Инвест" прогнозирующие рост производства 2017-2020 годах в среднем на уровне 6,5%.

ООО «Агрисовгаз» является крупнейшим градообразующим предприятием в металлургическом производстве. Удельный вес в общем объеме отгруженной   промышленной продукции города в 2017-2020 годах составит около 43 %, среди крупных и средних предприятий – 59%.

По оценке предприятия, объем отгруженной продукции в 2017 году составит 4 837.0 млн. руб., темп роста относительно уровня 2016 года – 4 068.9 млн. руб. ожидается на уровне 118,9%. В 2018 году прогнозируется незначительный рост отгруженной продукции к уровню 2017 года, что составит 104,7%, в денежном выражении объем отгрузки продукции в ООО «Агрисовгаз» составит 5 066 млн. руб. В прогнозируемых 2019-2020 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 5 320 и 5 590 млн. руб. соответственно, темп роста продолжит медленно расти до 105%, 105,1% соответственно.

В прогнозном периоде 2018-2020 гг. численность работающих планируется сохранить на уровне 1000 человек.

Основными видами деятельности предприятия ООО «Росметалл» являются производство стальных труб и фитингов, гнутых стальных профилей, строительных металлоконструкций. Предприятие изготавливает крупногабаритные металлоконструкции различного назначения: для зданий и сооружений, для аквапарков, зимних садов.  Основные рынки сбыта - предприятия Москвы и Московской области.

 По оценке 2017 года объем отгруженной продукции составит 487,6 млн. руб., темп роста отгрузки снизится до 63,6 % относительно отчетного периода 2016 года. В 2018 году в ООО «Росметалл» планируется увеличение объема отгруженной продукции до уровня 547,3 млн. руб., темп роста увеличится до 112,2% относительно уровня 2017 года.

В прогнозном периоде 2019-2020 годов предприятие планирует уровень объемов отгруженной продукции на уровне 612,1 и 681,1 млн. руб. соответственно. Темп роста отгруженной продукции в данном периоде планируется на уровне 112%, 111% соответственно.

Основным видом деятельности ООО «ВМК Инвест» является Производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей, так же предприятие монтажом зданий и сооружений из сборных конструкций и металлических строительных конструкций. По оценке предприятия, объем отгруженной продукции в 2017 году составит 1 600 млн. руб., темп роста относительно уровня 2016 года – 1 790,4 млн. руб. ожидается на уровне 89,4 %. В 2018 году прогнозируется рост отгруженной продукции к уровню 2017 года, что составит 107,3 %, в денежном выражении объем отгрузки продукции в ООО «ВМК Инвест» составит 1 820 млн. руб. В прогнозируемых 2019-2020 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 1 950 и 2 102,1 млн. руб. соответственно, темп роста продолжит расти и составит 106%, 106,2% соответственно.

Химическое производство

            По оценке 2017 года объем отгруженной продукции в ООО НПО «ФармВИЛАР»

ожидается 269,4 млн. руб. Темп роста составит 102 %. В прогнозном периоде 2018-2020 годах планируется незначительное, но стабильное увеличение объема отгруженной продукции с ежегодным увеличение на 11-16 млн. руб. Темп роста будет составлять 104,1%, 104,9%, 105,4 соответственно. По оценке в 2017 году данное предприятие из категории малые предприятия перешло в категорию крупные и средние предприятия.

Производство резиновых и пластмассовых изделий

ООО "Союз "Техпласт"- перспективно развивающаяся компания, успешно работает на рынке производства и продаж труб ПВХ для электропроводки и монолитного строительства. За время своей работы, данное предприятие завоевало доверие многочисленного круга клиентов в России.

По оценке 2017 года объем отгруженной продукции предприятия составил в денежном выражении 45,2 млн. руб., что на 9,3 % ниже уровня отчетного 2016 года – 49,8 млн. руб. В предстоящем 2018 году планируется увеличить темп роста объема отгруженной продукции до уровня 100,9 % по отношению к 2017 году и вывести его на отметку 45,6 млн. руб. В прогнозном периоде 2018 – 2020 годов ожидается сохранение темпа роста отгруженной продукции предприятия на уровне 100,9% и 101,1%, что в денежном выражении составит 46 и 46,5 млн. руб. соответственно. По оценке 2017 года на предприятии работает 20 человек. В прогнозном периоде 2018-2020 г.г. планируется численность на уровне 2017 года.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

ОАО «Малоярославецкий опытно-производственный акционерный завод» (МОПАЗ).  В настоящие время производственные площади сдаются в аренду.

 По оценке 2017 года на предприятии работает 23 человек. В прогнозном периоде 2018-2020 г.г. планируется численность 23,26,27 человек соответственно. По оценке 2017 года объем отгруженной продукции в ожидается 37,4 млн. руб., что составляет 100.9 % к уровню 2016 года. В прогнозном периоде 2018-2020 годах планируется увеличения объема отгруженной продукции на 2,9%, 3,9% и 4,3% соответственно.

АО «Малоярославецкий приборный завод» Малоярославецкий приборный завод был основан в 1971 году, как опытное производство Московского НИИ приборостроения Министерства радиопромышленности СССР и предназначался для изготовления сложных радиотехнических систем по заказу Министерства Обороны СССР. В 80-х годах прошлого века Малоярославецкий приборный завод стал крупнейшим промышленным предприятием города. В 1994 году завод был преобразован в ОАО "Малоярославецкий приборный завод". В 2015 году ОАО "МПЗ" преобразован в АО "МПЗ". 

В настоящее время предприятие выпускает: оборудование для железной дорогиторговые автоматы, медицинскую технику, товары народного потребления. 

По оценке 2017 года объем отгруженной продукции предприятия составил в денежном выражении 34,2 млн. руб., что на 0,2 % выше уровня отчетного 2016 года – 34,1 млн. руб. В прогнозном периоде 2018-2020 годах планируется увеличение объема отгруженной продукции на 2,3%-2,5% ежегодно. На предприятии работает 37 человек, в прогнозном периоде планируется численность на том же уровне.

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака.

ООО «Малоярославецкий комбинат хлебопродуктов»

Численность персонала в среднем 31 человек. Объем отгруженной продукции в 2016 г составил 26.8 млн. руб.  По оценке 2017 года ожидается снижение объема отгруженной продукции, планируется отгрузить товаров на сумму 25.8 млн. руб., что составит 96.3 % к уровню 2016 года. В 2018 году произойдет незначительное увеличение объема отгруженной продукции, ожидаемый объем отгрузки – 26,2 млн. руб., темп роста составит 101,6 %, В 2019 году темп роста отгруженной продукции составит 101.1%, при ее денежном выражении – 26.5 млн. руб. В 2020 году прогнозируется отгрузить продукции на уровне 27.2 млн. руб., при этом темп роста составит 102,6%.

ЗАО «Партнер –М». Область деятельности компании: Производство и оптовая продажа пищевых добавок и ингредиентов для мясоперерабатывающей промышленности. Предприятие имеет собственное производство и лабораторию, сотрудничество с ведущими НИИ пищевой промышленности, совместно с НИИ мясной промышленности экструзионный центр. ЗАО «Партнер-М» разрабатывает и внедряет Менждународные стандарты ISO 22000, HACCP, поставляет продукцию во все регионы РФ, а также в Украину, Грузию, Казахстан. 

Средняя численность персонала по оценке 2017 года составит 108 человек, в прогнозном периоде останется на уровне 2017 года.

По оценке в 2017 году темп роста отгрузки снизится до 95,3 % относительно отчетного периода 2016 года, и в денежном выражении 580 млн. рублей против 608,9 млн. рублей в 2016 году. В 2018 году произойдет увеличение объема отгруженной продукции, ожидаемый объем отгрузки – 610 млн. руб., темп роста составит 105,2 %, В 2019 году темп роста отгруженной продукции составит 104,9%, при ее денежном выражении – 640 млн. руб. В 2020 году прогнозируется отгрузить продукции на уровне 670 млн. руб., при этом темп роста составит 104,7%.

Производство мебели.

ЗАО"Москомплектмебель", основной вид деятельности - производство корпусной кухонной мебели.  В целях поддержания конкурентоспособности предприятия на фабрике произошло полное обновление оборудования. Закуплено новейшее оборудование немецкого производства: центр по раскрою листовых материалов, разработка и выпуск новых моделей кухонь. Установлены производственные линии фирм HolcNerr, IMA, Homag, Schelling и др. Отделочные материалы поступают из Швеции, Италии, Нидерландов. Применение новых технологий направлено на улучшение качества выпускаемой продукции и повышения производительности труда. Ассортимент выпускаемой мебели широкий. В основном предприятие работает по заказам, реализация мебели производится через фирменные магазины в Москве, Обнинске, Калуге и других городах России.

Объем отгрузки в 2016 году составляет 224,3 млн. руб. По оценке 2017 года объем отгрузки составит 237,3 млн.руб., темп роста отгрузки в 2018-2020 гг. более 104% ежегодно.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

УМП «КЭиТС» даст объем отгрузки по оценке 2017 года на уровне 205,2 млн. руб., что на 3% выше уровня отчетного 2016 года.  В 2018 году планируется увеличить объем отгрузки до уровня 211,3 млн. руб. в денежном выражении, темп роста при этом составит 103%. В 2019-2020 годах по прогнозу ожидается темп роста объема отгруженной продукции на уровне 103% ежегодно, при этом в 2019 году планируется отгрузить продукции на 217,6 млн. руб., в 2020 – на 224,2 млн. руб.

ОАО "Малоярославецмежрайгаз". В отчетном 2016 году объем отгрузки предприятия составил 255,6 млн. руб., по оценке 2017 года объем отгрузки составит 265 млн.руб., темп роста отгрузки ожидается на уровне 103,7%. В 2018 году планируется отгрузить продукции на 273,3 млн.руб., темп роста при этом составит 103,1 %. В 2019 – 2020 годах в денежном выражении объем отгруженной продукции в ОАО «Малоярославецмежрайгаз» увеличится до 282,5 и 295 млн. руб., а темп роста составит 103,4% и 104,4 % соответственно.

 УМП «Водоканал» по оценке 2017 года отгрузил продукции на сумму 47,2 млн.  руб., в отчетном 2016 году данный показатель составлял 40,5 млн. руб. Темп роста по оценке 2017 года ожидается на уровне 116,5 %. В предстоящем 2018 году темп роста объема отгруженной продукции по отношению к 2017 году, в денежном выражении составит 49,1 млн. руб. или 104 %. В прогнозном периоде 2019 – 2020 годов темп роста объема отгруженной продукции на предприятии останется около 105 -105,1%, при этом, в денежном выражении отгрузка составит 51,6 млн. руб. в 2019 году и 54,2 млн. руб. в 2020 году.

В таблице 1 приведены показатели отгрузки/реализации продукции за период 2016-2020 годов:

Таблица 1

 

Наименование промышленного предприятия

Отгружено/реализовано продукции, млн. руб.

Темп роста, %

2016 год отчет

2017 год оценка

2018 год прогноз

2019

год прогноз

2020 год прогноз

2017г к 2016г

2018г к 2017г

2019г

к

2018г

2020г к 2021г

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

ООО «Агрисовгаз»

4 068,9

4 837,0

5 066,0

5 320,0

5 590,0

118,9

104,7

105,0

105,1

ООО «Росметалл»

766,3

487,6

547,3

612,1

681,1

63,6

112,2

111,8

111,3

ООО"ВМК Инвест"

1 790,4

1 600,0

1 820,0

1 950,0

2 102,1

89,4

113,8

107,1

107,8

Химическое производство

ООО НПО «ФармВИЛАР»

264,2

269,4

280,4

294,0

310,0

102,0

104,1

104,9

105,4

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

ОАО «Малоярославец-кий опытно-производственный акционерный завод» (МОПАЗ)

37,1

37,4

38,5

40,0

41,7

100,9

102,9

 

103,9

 

104,3

 

АО «Малоярославец-кий приборный завод»

34,1

34,2

35,0

35,8

36,7

100,2

102,3

102,3

102,5

Производство резиновых и пластмассовых изделий

ООО «Союз «Техпласт»

49,8

45,2

45,6

46,6

46,5

90,7

100,9

100,9

101,1

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

ООО «Малоярославец-кий комбинат хлебопродуктов»

26,8

25,8

26,2

26,5

27,2

96,3

101,6

101,1

102,6

ЗАО «Партнер-М»

608,9

580,0

610,0

640,0

670,0

95,3

105,2

104,9

104,7

Производство мебели

ЗАО"Москомп-лектмебель"

224,3

237,3

247,2

257,1

267,9

105,8

104,2

104,0

104,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

УМП «КЭиТС»

199,2

205,2

211,3

217,6

224,2

103

103

103

103

ОАО "Малоярославец-межрайгаз"

255,6

265,0

273,3

282,5

295,0

103,7

 

103,1

 

103,4

 

104,4

 

УМП «Водоканал»

40,5

47,2

49,1

51,6

54,2

116,5

104,0

105,0

105,1

 

 

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В 2017 году в целом по городу ожидается рост количественных и стоимостных показателей деятельности малых предприятий, что связано с государственной поддержкой предпринимательства, внедрением малыми предприятиями новых технологий, модернизацией производственных процессов.

Кроме того, развитию малого и среднего бизнеса будет способствовать привлечение ресурсов федерального бюджета путем участия в конкурсных мероприятиях, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации.

По оценке, объем отгруженной продукции субъектов малого предпринимательства в 2017 году составит 1 677,9 млн. руб., темп роста относительно уровня 2016 года – 1 672,7 млн. руб. ожидается на уровне 100,3%. В 2018 году прогнозируется незначительный рост отгруженной продукции к уровню 2017 года, что составит 102,9%, в денежном выражении объем отгрузки продукции составит 1 726,2 млн. руб. В прогнозируемых 2019-2020 годах объем отгруженной продукции в денежном выражении увеличится до 1 790,5 и 1 869,2 млн. руб. соответственно, темп роста продолжит медленно расти до 103,7%, 104,4% соответственно. По оценке 2017 года на данных предприятиях занято 1 993 человек. В прогнозном периоде 2018-2020 г.г. планируется численность на уровне 2 000 -2007 человек. Незначительное увеличение объемов оборота на малых предприятиях связано в основном с прекращением деятельности предприятий, переходом малых предприятий в категорию "крупных и средних".

Наиболее значимыми малыми предприятиями МО ГП «Город Малоярославец», относящимися к производству готовых металлических изделий являются: ООО «Колорит», ООО «Алюма», ООО «Алюком», ООО "РЭМЭКС -ТЕПЛОМАШ", ООО «Спектр М», ООО ПТК «Приоритет», ООО «МПК-Сталь» и др. Удельный вес данных предприятий в общем объеме отгруженной   продукции города по полному кругу в 2017-2020 годах составит около 13 %. По оценке 2017 года объем отгруженной продукции составит 1 482,8 млн.руб.

Исходя из анализа приведенных данных развития промышленного производства в МО ГП «Город Малоярославец», следует отметить не значительное, но увеличение темпа роста отгруженной продукции по полному кругу предприятий в прогнозном периоде 2018-2020 годов в среднем на уровне 105,5%. Это показывает, что в сложившейся критической ситуации социально-экономического развития страны в целом, экономика города начинает выходить из кризиса. В прогнозном периоде 2018-2020 годов данные предприятия планируют объемов отгруженной продукции на уровне 1 498,4 млн.руб., 1 557,5 млн.руб., 1 619,5 млн. руб. соответственно.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО И ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

В 2016 году объем инвестиций в основной капитал на развитее экономики и социальной сферы за счет всех источников финансирования по полному кругу предприятий составил 363,1 млн. руб. По оценке 2017 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования снизится и на конец периода составит 352,8 млн. руб. Данное снижение обусловлено достигнутой ранее более высокой базой сравнения, а также общими негативными тенденциями в российской и мировой экономике. В 2018 году планируется незначительное увеличение и объем инвестиций составит 365,4 млн. руб., в прогнозном периоде 2019-2020 г.г. объем инвестиций будет продолжать расти и составит 394,7 млн. руб., 419,3 млн.руб. соответственно.

Наибольший удельный вес в объеме капитальных вложений в реализацию программ социальной направленности приходится на финансирование из областного бюджета (65%).

Одной из ведущих составляющих развития экономики города является строительство. Около 40% всего объема выполненных работ по строительству приходится на малые предприятия, такие как ООО фирма «Эврика», ООО «Стройтехмонтаж плюс», ООО «Антал», ООО «Виктория», ООО «Майт», ООО «МАНШ», ООО «Мостостройинжиниринг» и другие.

Стратегической целью жилищной политики является создание условий для дальнейшего повышения уровня доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

За 2016 год было введено в эксплуатацию жилья, всего 36 748 кв.м. По оценке 2017 года планируется ввести 35 707 кв.м. жилья. В прогнозном периоде 2018-2020 годах запланировано ввести в эксплуатацию жилья 31 676 кв.м, 29 948 кв.м, 28 796 кв.м соответственно. В 2015-2017 годах планируется переселение из аварийного ветхого жилья более 7556,8 кв.м.

 

ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

По состоянию на 01.01 2017 г, общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения города Малоярославец составляет 84,209 км. Доля автомобильных дорог местного значения с усовершенствуемым покрытием (асфальтобетон, цементобетон) составляет 31,104 км (36,94%), с переходным типом покрытия (песчано-гравийная смесь) соответственно 53,105 км (63.06%).

В 2017 году протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Малоярославец сохранится на уровне 2016 года. В прогнозном периоде изменений не предвидеться.

Основной проблемой развития дорожного хозяйства МО ГП «Город Малоярославец» является высокая доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. С увеличением автомобильного транспорта, актуальным является прогнозирование ухудшения дорожной обстановки, связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий на территории города.

В сложившихся условиях проезд на автомобильных дорогах городского поселения «Город Малоярославец» поддерживается в основном благодаря мерам по содержанию и текущему ремонту.

Так же большой проблемой является не соответствие нормативным требованиям дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.

Для решения указанных проблем необходимы:

- качественное   улучшение   транспортно-эксплуатационного состояния   сети автомобильных дорог местного значения;

-           проведение ремонта автомобильных дорог местного значения;

-           круглогодичное содержание автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями.

- ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов;

 -организация и обустройство пешеходных переходов;

- установка дорожных знаков;

- ремонт (ямочный, картами) уличной дорожной сети в весенний и осенний период;

- нанесение дорожной разметки на улицах города и пешеходных переходах;

- строительство и ремонт тротуаров на улицах города;

- разработка схем организации дорожно-транспортного движения по улицам города;

- внедрение схем организации движения транспорта в местах наибольшего скопления людей;

- организация одностороннего движения на узких участках дорог;

- внедрение системы видеофиксации.

Долгосрочное планирование дорожно-хозяйственной деятельности в муниципальном образовании городского поселения "Город Малоярославец», позволит применить принципы бюджетное планирования, ориентированного на результат, с наибольшей эффективностью использования финансовых ресурсов при четко определенных приоритетах развития отрасли.

 

РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

Современный потребительский рынок города Малоярославец способен удовлетворить спрос населения на основные продовольственные, непродовольственные товары и услуги. Сфера обслуживания населения, постоянно развивающаяся сеть предприятий торговли, насыщенность товарами и услугами остаются на соответствующем уровне, тем самым, подтверждая стабильность потребительского рынка МО ГП «Город Малоярославец».

В структуре потребительского рынка города 81,5% занимает сектор розничной торговли, 12,5% - рынок платных услуг, 6% - сфера общественного питания.

Совершенствование рыночной инфраструктуры способствует повышению уровня обеспеченности населения города в торговом обслуживании и оказании платных услуг.

 Из общего количества стационарных предприятий розничной торговли специализируются на продаже продовольственных товаров 34% магазинов, непродовольственных - 51%, смешанного ассортимента - 15%.

Последовательное внедрение современных форм торговли, динамичное развитие сетевых структур розничной торговли, различных форматов, где используются прогрессивные технологии торгового обслуживания населения по методу: самообслуживания, дистанционного способа продаж (по образцам, каталогам), торговли в кредит, использования при расчете с покупателями банковских карт, электронных терминалов, проведения призовых акций, сезонных распродаж, скидок, компьютеризация учета товародвижения способствует повышению качества культуры обслуживания и удовлетворению покупательского спроса населения. При открытии новых предприятий торговли большое внимание уделяется благоустройству прилегающих территорий, обустройству парковок автотранспорта, установке камер видеонаблюдения, обеспечению доступа маломобильных групп населения (установка пандусов).

В настоящее время в нашем городе работают федеральные и региональные сетевые операторы розничной торговли, такие как «Дикси», «Пятерочка», «Магнит», «Праздничный», «АТАК», «Лента», ООО «Сеть магазинов «Калужские продукты» и др.

Рост сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный положительный эффект: повышается прозрачность торговых операций, увеличиваются налоговые поступления, внедряются современные технологии.

С целью улучшения обслуживания жителей, создания комфортных условий населения по месту жительства развивается сеть магазинов, расположенных в радиусе "шаговой" доступности, торгующих широким ассортиментом товаров. Осуществляется ярмарочная торговля, способствующая реализации продукции местных товаропроизводителей.

По оценке оборот розничной торговли в 2017 году составит 5 235,8 млн.руб., или 97,9% в сопоставимой оценке к уровню 2016 года.

Реальный рост объемов оборота розничной торговли в прогнозном периоде составит 100% в 2018 году, 102% - в 2020 году.

Получает распространение торговля через интернет-магазины, интернет-продажи в общем обороте розничной торговли составляют около 0,76 %.

В прогнозном периоде структура оборота розничной торговли будет ориентирована на расширение товарного ассортимента на имеющихся торговых предприятиях и увеличение объема продаж за счет привлечения потенциальных покупателей, предоставляя выгодные условия для приобретения товаров, активного использования услуг потребительского кредитования.

Функции общественного питания на территории города осуществляют организации различной формы собственности. Из общего количества 44% - социально ориентированные предприятия общественного питания, обеспечивающие питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, 56% - предприятия, ориентированные на различные группы потребителей, включая сеть быстрого питания.

Потребности и вкус местного населения привели к тенденции открытия и перепрофилирования точек общественного питания в молодежные бары, кафе с новыми современными элементами досуга.

В супермаркетах и крупных продовольственных магазинах открываются отделы по реализации готовой кулинарной продукции и свежевыпеченных хлебобулочных изделий.

Постоянно расширяется спектр оказываемых предприятиями общественного питания услуг: отпуск блюд на вынос, доставка их по заказам на дом, в офис, изготовление продукции на заказ.

Темпы роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах составят 102,4% в 2018 году, 103% - в 2020 году.

Рост объемов сетевых магазинов повышает прозрачность торговых операций, увеличивает налоговые поступления, способствует внедрению современных технологий организации товарных продаж (использование электронных ценников, оплата покупок посредством банковской карты, гибкая ценовая политика). В супермаркетах и универмагах организованы дополнительные услуги: парковка автомобилей, организация кафетериев, прием и хранение вещей покупателей, консультации специалистов по товарам, проведение рекламных презентаций.

В крупных магазинах города Малоярославец организована торговля по заказам и образцам, в кредит, организованы столы упаковки подарочных наборов.

Получили развитие магазины, работающие по методу "магазины салонной торговли", "магазины - склады".

Предполагается, что в 2017 году на душу населения будет реализовано товаров и продукции общественного питания в среднем в месяц на сумму 15,7 тыс. рублей.

К 2020 году ежемесячная продажа товаров и продукции общественного питания на душу населения возрастет до 18,5 - 18,7 тыс. рублей.

В секторе платных услуг потребительского рынка, как и в секторе розничной торговли, наблюдалось замедление динамики роста.

Динамика потребления населением платных услуг в значительной мере находится под влиянием ценового фактора, особенно услуги естественных монополий, недостаточно развитой конкурентной среды в сфере оказания отдельных видов услуг. Сохраняется тенденция замещения бесплатных социальных услуг платными.

В видовой структуре платных услуг 36,4% приходится на услуги жилищно-коммунального хозяйства, связи (19,3%), бытовые (11,7%) и транспортные (8,6%).

В видовой структуре бытовых услуг наиболее востребованы услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств и оборудования (удельный вес в общем объеме бытовых услуг - 25,8%), услуги по ремонту и строительству жилья и других построек (17,9%), парикмахерские и косметические услуги (19,5%).

Предполагается, что сложившаяся структура платных услуг в 2018 - 2020 годах сохранится без значительных изменений. Основными лидерами рынка платных услуг населению в среднесрочной перспективе по-прежнему останутся низкоэластичные к доходам населения услуги жилищно-коммунального хозяйства, телекоммуникационные услуги, транспортные и те, которые относятся к разряду "обязательных услуг" и доля которых в объеме услуг составляет около 64%.

Расширяется сеть предприятий, оказывающих услуги населению в основном за счет увеличения поставщиков услуг (образовательные, медицинские, юридические, туристические, пассажирские перевозки и другие услуги).

Объем платных услуг населению в 2017 году составит 100,6% в сопоставимой оценке к уровню 2016 года.

С постепенным восстановлением потребительского спроса в 2018 - 2020 годы рост объема платных услуг планируется 101% в 2018 году и 102,2% в 2020 году.

К 2020 году ежемесячный объем платных услуг на душу населения составит 4,6 - 4,7 тыс. рублей против 3,9 тыс. рублей по оценке 2017 года.

По мере роста реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы динамика платных услуг вернется в область положительных значений.

 

ЦЕНОВАЯ СИТУАЦИЯ

Одним из значительных факторов, оказывающих влияние на развитие потребительского рынка, является динамика инфляционных процессов.

Значительное влияние на динамику инфляционных ожиданий оказало действие ограничительных санкций, изменение курса рубля, дороговизна кредитных ресурсов, сокращение внутреннего спроса, высокий уровень сбережений - как факторов, сдерживающих инфляцию. В январе - июне 2017 года уровень инфляции по Калужской области, в том числе и в городе Малоярославец составил 5,3% к январю - июню 2016 года.

По оценке, среднегодовой рост цен в 2017 году составит 105%.  В последующие годы при условии более быстрого снижения цен на продукцию, производимую для внутреннего рынка, уменьшения доли присутствия на внутреннем рынке импортной продукции, замедления роста цен во всех секторах потребительского рынка индекс потребительских цен в 2018 году составит 104,4% по базовому и целевому вариантам, в 2020 году - 104,3%.

Уровень инфляционной динамики в прогнозном периоде будет формироваться с учетом изменения внешних условий, а также эффективности реализации государственной денежно-кредитной и тарифной политики. Рост потребительских цен по отношению к декабрю предыдущего года составит в 2017 году 4,7%, в 2018 году и до 2020 года сохранится на уровне 4,4 - 4,3%.

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ «ГОРОД МАЛОЯРОСЛАВЕЦ»

Перечень муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» утвержден постановлением Администрации муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» от 08.11.2013 N 776" Об утверждении перечня муниципальных программ Муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец».

В муниципальном образовании действуют 18 муниципальных программ МО ГП «Город Малоярославец» (см. таблица 2.), а также

- Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" до 2032 г. Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 184 от 20.04.2017 г.

- Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" до 2030 г. Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 147 от 24.11.2016 г.

- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования городское поселение "Город Малоярославец" на период с 2015 по 2024 годы Решение городской думы МО ГП "Город Малоярославец" № 525 от 19.02.2015 г.

Так же в 2017 году была разработана муниципальная программа «Формирование современной городской среды».

  

Перечень муниципальных программ муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»

 Таблица 2 

п/п

Наименование муниципальной программы

Дата, номер постановления об утверждении программы

1

«Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»

от 17.07.2013 г. №470

2

«Энергосбережение и повышение энергоэффективности в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» на 2014-2020 годы»

от 15.11.2013 г. №805

3

«Развитие дорожного хозяйства в муниципальном   образовании городское поселение «Город Малоярославец» на 2014-2020годы»

от 15.11.2013 г. №806

4

«Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец» на 2014-2020 годы»

от 15.11.2013 г. №807

5

«Развитие туризма в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

от 15.11.2013 г. №808

6

«Чистая вода в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец на 2014-2020 годы»

от 15.11.2013 г. №809

7

«Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2014-2020 годы»

от 15.11.2013 г. №810

8

«Развитие градостроительной деятельности муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» 

от 15.11.2013 г. №811

9

«Повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец»

от 15.11.2013 г. №812

10

«Благоустройство территории муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2014-2020 годы»

от 15.11.2013 г. №813

11

«Поддержка территориального общественного самоуправления»

от 15.11.2013 г. №814

12

«Управление муниципальным имуществом муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» на 2014-2020 годы»

от 15.11.2013 г. №815

13

«Поддержка казачьих обществ в МО ГП «Город Малоярославец» на 2014 – 2020 годы»

от 15.11.2013 г. №816

14

"Безопасный город» в МО ГП «Город Малоярославец» на 2014-2020 гг."

от 15.11.2013 г. №817

15

«Социальная поддержка граждан муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» 

от 15.11.2013 г.  №818

16

«Развитие культуры в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

от 15.11.2013 г. №819 

17

«Создание условий для устойчивой работы муниципальных унитарных предприятий и бесперебойного обеспечения населения муниципального образования городское поселение «Город Малоярославец» качественными коммунальными услугами»

от 03.06.2016 г. №499

18

«Создание условий для обеспечения и освещения деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, развития муниципальной службы в муниципальном образовании городское поселение «Город Малоярославец»

от 23.11.2016 г. №1083

 

Основные показатели прогноза социально-экономического развития

МО ГП «Город Малоярославец» на 2018 год и на период 2019-2020 годов

Таблица 3

Показатели

Ед. изм.

Отчет

Оценка

Прогноз

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

Население

Численность населения на конец года

Тыс.чел.

28,058

27,791

27,819

27,902

27,986

 

Доходы населения

Среднемесячная заработная плата на 1 работника

руб.

31 855

 

32 110

 

33 250

 

34 713

 

36 379

 

Объем отгруженной продукции, объем инвестиций, розничный товарооборот

Объем отгруженной продукции (без НДС и акцизов) всего по разделам С, D, E ОКВЭД

Млн.руб.

10 875,7

11 144,9

11 771,6

12 394,7

13 078,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Добывающие производства

 

Млн.руб.

396,5

407,3

424,2

442,0

460,9

Обрабатывающие производства

 

Млн.руб.

9 425,6

9 683,8

10 263,7

10 831,3

11 449,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

 

Млн.руб.

495,4

517,4

533,7

551,7

573,4

 

Объем отгруженной продукции по малым предприятиям

 

Млн.руб.

1 672,8

1 677,9

1 726,2

1 790,5

1 869,2

Инвестиции в основной капитал

 

Млн.руб.

363,1

352,8

365,4

394,7

419,3

Розничный товарооборот

 

Млн.руб.

4 986,5

5 235,8

5 267,2

5 298,8

5 404,8

Оборот общественного питания

 

Млн.руб.

1 177,6

1 236,5

1 266,2

1 292,3

1 331,1

Объем платных услуг

 

Млн.руб.

1 292,8

1 300,6

1 313,6

1 330,7

1 360,0

 
28.08.2018 15:12
2 сентября в Малоярославце состоится Крестный Ход и Молебен Спасу Нерукотворному, приуроченный ко Дню знаний
28.08.2018 15:03
Педсовет работников культуры
28.08.2018 09:58
Региональный кабинет министров одобрил прогноз социально-экономического развития Калужской области на среднесрочную перспективу
27.08.2018 17:21
В Калужской области проходит III Всероссийский фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче
27.08.2018 17:19
В Правительстве области обсудили планы по переходу на цифровое телерадиовещание
23.08.2018 09:18
Правительственная комиссия обсудила подготовку школ области к новому учебному году и объектов ЖКХ к предстоящей зиме
23.08.2018 09:14
В Калужской области открыта вторая «Точка кипения»
22.08.2018 16:56
25 августа в Малоярославецком киноцентре пройдёт "НОЧЬ КИНО - 2018"
22.08.2018 16:51
III открытый фестиваль национальных культур
22.08.2018 15:49
Поздравление Губернатора Калужской области Артамонова А.Д. с Днем Государственного флага РФ!